Среди волонтёров Фонда «Счастливые дети» совсем немного мужчин. Хотя, казалось бы, для мальчишек из детских домов именно мужчины были бы лучшими наставниками. 14-летнему Владу в этом смысле повезло – его наставником уже два года является Николай Рахматулин.
- Николай, с чего всё началось? Как вы стали волонтёром-наставником?
- У меня есть друг, он раньше жил в Красноярске, читал рэп, потом уехал в Москву, занялся продюсерской деятельностью. И вот пару лет назад он прилетел из Москвы в Красноярск, чтобы снять для Фонда «Счастливые дети» клип с участием детей из детских домов, проект назывался «Детям Пора Домой!». Я с ним созвонился, он сказал: «Хочешь встретиться – подъезжай на съёмочную площадку в детский дом». Я подъехал, заодно помог с организацией съёмок и так познакомился с детьми и с представителями Фонда, которые рассказали мне о программе наставничества. Решил попробовать себя в этом качестве.
- Волонтёром Фонда стали не только вы, но и ваша супруга.
- Да, мы с Леной вместе прошли подготовку в Фонде и два года назад начали ходить в детский дом к подопечным: я – к Владу, Лена – к девочке по имени Карина. Но сейчас у нас маленькая дочка, поэтому Лена пока прекратила волонтёрскую деятельность, а я продолжаю общаться с Владом.
- Как складывалось ваше общение?
- Поначалу непросто. Влад был очень замкнутым, без малейшей мотивации к чему-либо, без инициативы. К нашему общению он не проявлял особого интереса: я что-то рассказывал, он отмалчивался и то ли слушал, то ли нет.
- Но при этом он сам изъявил желание иметь наставника? Вас ему не навязали?
- Да, дети в детских домах – те, кто хотят, чтобы к ним пришёл наставник, – заполняют специальные анкеты. Но часто случается: анкету заполнил, наставника попросил, а что с ним делать, не понятно.
- Тут, конечно, труд и ответственность самого наставника – выстроить отношения с подопечным.
- Разумеется. К счастью, у меня это получилось, мне удалось зацепить и увлечь Влада.
- Чем же?
- Все мальчишки любят автомобили, Влад не исключение. Я начал покупать ему журналы с автомобилями, вспомнил, как мне самому в детстве покупали журнал «За рулём». На каждую нашу встречу я приносил такой журнал, мы его листали, у Влада возникали вопросы о машинах, я на них отвечал. На том и сошлись. Ну, а позже, когда закончился мой испытательный срок и нам разрешили выходить за территорию детского дома, мы стали выезжать в город.
- Куда вы обычно ездите? Чем занимаетесь?
- Кинотеатры, театры, парки, скверы. Идеи, куда пойти, как правило, предлагаю я, с Владом, конечно, советуюсь, но Влад по-прежнему не слишком инициативен, да и соответствующего опыта у него немного – он попросту не знает, куда можно отправиться, поэтому решать приходится мне. При этом я стараюсь, чтобы мы не просто развлекались, но проводили время с пользой для его интеллектуального и физического развития: если кино, то фильм, дающий повод для размышлений, если прогулка, то с физической нагрузкой, или даже не прогулка, а целый поход. Очень хочу привить ему тягу к книгам, потому что он, к сожалению, не читает. Ещё хочу, чтобы он занимался спортом, и одно время возил его в бассейн. Познакомил со своей собакой. У меня американский стаффордширский терьер по кличке Бусинка – большая собака, люди её побаиваются, и Влад тоже сначала был насторожен, но на самом деле это собака-компаньон, агрессии к человеку она не проявляет, и Влад с ней подружился, теперь мы часто вместе гуляем с Бусинкой на Татышеве или на острове Отдыха. А недавно я оформил документы для так называемого «гостевого режима», и теперь могу брать Влада к себе даже на несколько дней, правда, с ночёвкой я его ещё не брал, но заехать ко мне перекусить или просто побыть в домашней обстановке мы можем.
- Даже несмотря на то, что у вас дома маленький ребёнок?
- О том, что у меня будет ребёнок, я сказал Владу, когда Лена была беременна, он хорошо отреагировал. А когда Люба родилась и ей был примерно месяц, я пригласил Влада, чтобы показать ему дочку. И сейчас мы допускаем его до малышки, даём с ней поиграть. Лена совершенно не против. Более того, она активно поддерживает меня в моём общении с Владом, сама охотно с ним общается, когда он к нам приходит.
- А для Влада, живущего в детском доме, не травматично видеть вашу дочь, которая живёт в семье и любима родителями?
- У него есть две старшие сестры, у которых есть дети, и к одной из сестёр он регулярно ездит в гости, поэтому видеть ребёнка, растущего в семье, для него не в новинку. Кроме того, он понимает, что я – его наставник, но никак не потенциальный приёмный родитель. Поэтому такой проблемы у нас нет. Проблема тут другая, куда более сложная – почему в принципе дети, у которых есть близкие кровные родственники, оказываются в детских домах? О родителях Влада я знаю мало, он о них почти не рассказывал, знаю только, что мать лишена родительских прав. Но у него есть взрослые сёстры и бабушка. При этом и сёстры, и бабушка не какие-то асоциальные – нормальные, благополучные, материально обеспеченные. Но Влад по сути им не нужен. Почему? Как такое возможно? Я не понимаю.
- Задать эти вопросы непосредственно родственникам Влада вы не пробовали? Вы с ними не общаетесь?
- Нет. Влад говорил, что хотел бы познакомить меня с сёстрами, и я, в общем, не против, но у меня не сложилось ощущения, что сёстрам это нужно. Хотя, когда однажды Влад ушёл из детского дома погулять и не вернулся до ночи, обе его сестры легко нашли меня в соцсетях, написали, спросили, не знаю ли я, где он. Потом выяснилось, что он засиделся в компьютерном клубе. Но в детском доме, естественно, решили, что сбежал, сообщили родственникам, те вышли на меня. Однако общаться со мной без крайней необходимости они не стремятся, не спрашивают у меня, как у Влада дела, что происходит в его жизни, при том, что мне это известно лучше, чем им, просто потому, что я чаще, чем они, с ним вижусь.
- Владу уже 14 лет. Он задумывается о жизни после детского дома, о выборе своего дальнейшего пути? И как вы, будучи наставником, направляете его в этом выборе?
- Вопрос выбора для Влада крайне тяжёлый. Даже в мелочах. Меня поразил случай, когда однажды в кинотеатре я предложил ему выбрать поп-корн и что-нибудь попить – он настолько растерялся! Минут семь выбирал: кола или сок? Поп-корн сладкий или солёный? Еле определился. Что уж говорить о серьёзных жизненных выборах! Когда мы познакомились, он и не думал о будущем. Но я постоянно с ним об этом заговаривал, особенно после того, как ему исполнилось 14: «Каким ты видишь своё будущее? Кем хочешь стать?» – «Не знаю». Но я не отставал, рассказывал о разных, доступных ему профессиях, о связанных с ними перспективах. И, в конце концов, он всё-таки решил, что хочет стать либо поваром, либо автомехаником. Сейчас я ставлю перед собой задачу дать ему более полное представление об одной и о другой профессии – чтобы его выбор был осознанным. Недавно мы ходили на экскурсию в ресторан быстрого питания, там Влад даже поработал на кухне, ему понравилось, он остался доволен, но подустал, потому что работа повара – это работа на ногах, а ему такое непривычно. Тем не менее, на летних каникулах, возможно, получится устроить его на практику в подобное заведение, заодно немного заработает. А что касается профессии автомеханика – интерес к автомобилям, с которого началось наше общение, продолжается: мы по-прежнему много разговариваем о машинах, много ездим на моей машине, несколько раз заезжали в автосервис, наблюдали за работой механиков, и думаю, теперь Влад как минимум способен самостоятельно поменять масло в двигателе автомобиля. Ещё обязательно хочу свозить его в учебные заведения, где учат на автомехаников и на поваров, возможно, там будут дни открытых дверей. И, конечно, я намерен помогать Владу по жизни и после того, как он выпустится из детского дома и поступит учиться, даже если тогда у меня в детском доме будет другой подопечный. Я не воспринимаю наставничество как работу, как, например, работа учителя, которая с конкретными детьми заканчивается, когда эти дети заканчивают школу. Если я останусь нужен Владу в качестве наставника, товарища, друга, я, безусловно, буду поддерживать отношения с ним и в дальнейшем.
- А как, по-вашему, вы останетесь ему нужны?
- Влад не эмоционален. У него нет каких-то: «Вау! Супер!» Он, например, не поздравляет меня с Днём рождения. Я не обижаюсь – у него характер такой. Но я вижу, что ему нравится общаться со мной, вижу изменения в нём. Поэтому, смею предположить, да – я ему нужен и буду нужен. Также, как и он мне.
- Николай, почему всё-таки среди наставников детей из детских домов так мало мужчин?
- Я, признаться, не задумывался над этим. Хотя пацанам, да, нужен мужчина! Я сам безотцовщина, у меня много знакомых, которые выросли без отца, и я понимаю, насколько не хватает мужского слова, мужской руки в воспитании ребёнка, особенно мальчика и тем более детям, у которых не то что папы, у них и мамы рядом нет. Но люди просто не думают о существовании детей в детских домах. Все живут свой жизнью, варятся в своей каше: дом, работа – день сурка. Бывает, и на своих-то детей сил не достаёт. Это касается и мужчин, и женщин, но у женщин всё же включается материнский инстинкт – им хочется о ком-то заботиться, а мужчины пожёстче да и в большей степени заняты добычей денег.
- Но вы ведь тоже заняты?
- Я считаю: было бы желание, а время найдётся. Мы же находим время для каких-то своих увлечений. Кто-то находит время полежать в выходные на диване. Кто-то уделяет один день в неделю Богу.
- При том, что помогать другим – дело вполне богоугодное и уж точно более благородное, чем лежание на диване.
- Да. И можно совмещать свои увлечения или досуг со своей семьёй с общением с ребёнком из детского дома. Можно точно также уделять всего один день или даже несколько часов в неделю – и этого будет достаточно, чтобы помочь ребёнку вырасти, встать на ноги, социализироваться, стать достойным членом общества, чтобы оставить после себя след в жизни другого человека.